16 Июл 2016 14:58 | Метки: Новости Нижнего Тагила, Город-лабириНТ

Старый Тагил. Часть 1: знаменитые дома и тайная жизнь улицы Тагильской

Проект «Город-лабириНТ»

Улицы, по которым мы сегодня прогуляемся, являются практически ровесницами Демидовскому заводу, который хваткий тулянин Никита Демидович Антюфеев (более известный нам как Демидов) начал строить на Урале одним из первых. Точнее, не строить, а достраивать за казной, которая, заложив завод в 1700 году, вскоре законсервировала стройку из-за нехватки средств.

Улицы Тагильская и Кирова впервые появились на планах Нижнетагильского заводского посёлка в 1734 году. Но если название первой с тех пор оставалось неизменным, то улица Кирова меняла своё имя дважды. С самого начала своей истории нынешняя улица Кирова звалась Большерудянской. Название улицы было не случайным: по ней с горы Высокой в завод шла «большая руда»  основная масса подвод, гружённых рудой. Переименовывать улицу начали уже в 30-х годах ХХ века, при советской власти. В 1931 году улице дали имя уральского писателя, публициста и драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, а через пять лет вновь переименовали, на этот раз в честь первого секретаря Ленинградского обкома партии С. М. Кирова, убитого в первый день декабря 1934-го. Случилось это в разгар антицерковной кампании, которая развернулась по всей Стране Советов, и улица Мамина-Сибиряка попала в списки на переименование за «непролетарское происхождение» писателя.

Попасть на эти две старейшие улицы Нижнего Тагила можно с разных сторон города. С Выи, по улице Черных, мы попадаем на улицу Тагильскую; с Гальянки, по Черноисточинскому шоссе, – на Кирова. Мы же выберем самый интересный маршрут – через мост Металлургов, который тагильчанам больше известен как Горбатый мост.

Пешеходный мост, длина которого составляет почти 300 метров, появился над рекой Тагил и заводом имени Куйбышева в 1928 году и соединил собой улицы Нижняя Ерзовка (ныне – Папанина) и Береговую (ул. Максима Горького). В народе мост почти сразу окрестили «Горбатым» из-за того, что центральный его пролёт был приподнят, чтобы под ним могли проходить паровозы. Сначала мост был деревянным и время от времени горел из-за проходящих под ним составов с расплавленным металлом… Конец «деревянному» периоду в жизни моста положил весной 1941 года визит на завод делегации обкома профсоюзов, во время которого Горбатый мост в очередной раз загорелся. Тогда руководство завода приняло решение заменить деревянную конструкцию на металлическую и инициировало инженерно-геологические изыскания для постройки нового моста.

Но завершить мероприятия помешала война. К проблеме вернулись только летом 1944-го. Новый мост начали строить 5 сентября того же года, и к празднованию 27-й годовщины Великой Октябрьской революции все работы были завершены. Проект нового моста был разработан сотрудниками проектного отдела завода имени Куйбышева Троицким, Першиным и Архиповым, а строительные работы были выполнены отделом капитального строительства предприятия. В день открытия новый мост, который стал длиннее старого на 60 метров, получил официальное название «Мост металлургов».

Мост металлургов (a.k.a. Горбатый)

Но жители окрестных улиц и работники завода сразу же перенесли на новый мост название старого, и до сих пор тагильчане именуют мост «Горбатым».

Мы не случайно направились в этот уголок Нижнего Тагила именно через Горбатый мост. Перейдя на левый берег реки, мы оказываемся поблизости с самыми интересными местами улицы Тагильской. Всего каких-то 250 метров направо, и мы окажемся возле двух старинных зданий, в которых расположены интереснейшие музеи Нижнего Тагила – Музей истории подносного промысла (Тагильская, 24), и Музей быта и ремёсел Горнозаводского округа (Тагильская, 26).

 

Начнём с особняка, выстроенного в первой половине XIX века купеческой вдовой Евдокией Дерябиной, где ныне разместился музей быта и ремёсел.

Уже по одному виду дома можно догадаться, что купчиха была дамой весьма состоятельной, хотя бывший её супруг – уроженец Кушвинского завода Андрей Дерябин – был записан верхотурским купцом всего-то 3-й гильдии, то есть имел минимальный «объявляемый капитал», от 500 рублей. Дерябин начинал с мелкой торговли, перепродажи продукции ремесленников, выполнения небольших подрядов. Затем судьба свела его с приказчиком Нижнетагильского завода Григорием Матвеевым, и он получил несколько крупных и выгодных подрядов. Работать на демидовских подрядах оказалось выгодно, и дерябинские дела быстро пошли в гору. Переходить из низшей гильдии в высшую купчина не стал, чтобы не платить более высокий гильдейский сбор, который зависел от величины объявляемых капиталов.

В дерябинской усадьбе, помимо дома, спроектированного демидовским архитектором А. П. Чеботарёвым, находилось ещё полдюжины капитальных строений складского и подсобного назначения, а под усадьбой были устроены обширные подземные хранилища. Построив дом, «купецкая вдова» передала управление делами сыну Тарасу Андреевичу Дерябину, который и владел усадьбой в течение 20 лет. Затем Тарас Дерябин уехал в родную Кушву, а дом сдал в аренду Главному правлению демидовских заводов с правом последующего выкупа, и в начале второй половины XIX столетия дом и усадьба оказались в собственности у Демидовых.

Управляющий Нижнетагильским заводом приспособил усадьбу под резиденцию для vip-гостей. Некоторое время здесь проживали Аврора Карловна Демидова-Карамзина и её второй супруг Андрей Николаевич Карамзин. Позднее в доме останавливались и другие Демидовы – Елена Петровна Трубецкая-Демидова и Елим Павлович Демидов с женой. В начале XX века в дерябинском особняке были устроены квартиры для ведущих инженерно-технических работников завода, а после Октябрьской революции дом был обращён в коммуналку.

Дом знаменит ещё и тем, что здесь в начале 20-х на чердаке, «в кучах барского хлама», была найдена жемчужина Нижнетагильского музея изобразительных искусств, картина Рафаэля «Мадонна дель Пополо» («Святое семейство»), известная более как «Мадонна с вуалью», а ещё более как «Тагильская Мадонна».

Все годы советской власти дерябинский дом нещадно эксплуатировали и в 80-х едва не снесли по причине аварийного состояния. Спасла здание «перестройка». Его передали в ведение краеведческого музея, и в 1993 году здесь был открыт Музей быта и ремёсел.

Буквально в нескольких шагах от него, в старинном бревенчатом двухэтажном доме расположился ещё один музей – Музей подносного промысла. До 1989 года этот дом стоял на улице Максима Горького (бывшей Береговой) и был перенесён сюда в соответствии с концепцией развития Нижнетагильского музея-заповедника. Дом этот знаменит тем, что в середине XIX века в нём проживала семья крепостных художников Худояровых, которые основали тагильскую школу лаковой живописи по металлу. Подносы тагильского производства, расписанные в мастерских Худояровых, в первой половине XIX столетия были чрезвычайно популярны в восточносибирских регионах Российской империи, а более – в Западной Сибири. Однако после отмены крепостного права Демидовы перестали уделять достаточно внимания развитию этого промысла и лидерство по России в области росписи по металлу перешло к династии Вишняковых из деревни Жостово.

Дом крепостных художников Худояровых, ныне – Музей истории подносного промысла

Дом Худояровых не сохранил ни первоначальной планировки, ни ремесленного оборудования тех лет, и большое количество экспонатов музейщикам пришлось восстанавливать практически с нуля. Оба музея представляют большой интерес, в особенности для тех, кто изучает историю родного края или увлечён этнографией.

Здесь же, на Тагильской улице, сохранилось несколько домов, некогда принадлежавших «рабочей элите» демидовского завода, так называемым мастеровым. Мастеровые имели более высокие оклады и вполне могли бы строиться с купеческим размахом, если бы не были стеснены размерами выделенных земельных участков. Демидовы всегда старались поддерживать сословие мастеровых на своих заводах. Кроме премий (как в денежном, так и в натуральном виде), мастеровые имели ряд других привилегий: их детей обучали в заводских училищах за счёт завода, им позволялось заниматься предпринимательством и т.п.

В начале XX века отношение заводовладельцев к мастеровым изменилось. В годы экономического кризиса, когда Демидовы начали экономить на всём подряд, им пришлось обрезать «соцпакеты» для ряда категорий рабочих и служащих, в том числе и для мастеровых. И квалифицированные кадры потянулись из заводских цехов в торговлю.

Во времена первой русской революции на улице Тагильской бурно, но тайно кипела политическая жизнь.

Здесь устраивали свои конспиративные квартиры и подпольные типографии разные политические партии. Одних только конспиративных квартир РСДРП в 1904-1907 годах на Тагильской было пять. До наших дней сохранилось два дома, где тагильские социал-демократы устраивали свои сходки.

Вернёмся к Горбатому мосту, где улица Тагильская пересекается с улицей Рудянской. В демидовские времена Рудянская играла роль своеобразного дубля Большерудянской улицы. Если на главном маршруте, по которому с горы Высокой на завод доставлялась руда, случался затор, часть обозов направлялась по Рудянской.

Пересечение улиц Тагильской и Рудянской

Улица Рудянская ведёт напрямую к отвалам Главного карьера ВГОКа, где не так давно были устроены две смотровые площадки и Музей горнодобывающей техники под открытым небом.

Если пройти немного дальше, в ту сторону, где Тагильская соединяется с улицей Кирова, нам встретятся ещё два старых здания. Одно из них – дом купца Григория Давыдовича Волгина, имя которого в XIX веке на этих улицах знал, наверное, каждый. Известен купчина был не только своими лавками, но и общественной деятельностью.

Записавшись в Верхотурье купцом 2-й гильдии, Григорий Давыдович Волгин развернул торговлю по всему уезду. Торговал сахаром, тканями, табаком, изделиями из серебра и золота, выполнял подряды на поставку продовольствия для Нижнетагильского завода. Кроме того, он был известен как популяризатор единоверия и член благотворительного общества.

Дом купца Г. Д. Волгина

В советские времена дом Волгина попал в областной реестр историко-архитектурных памятников. Однако здание столько раз перестраивалось, что от его первоначального облика остался только фасад.

Напротив волгинского дома ещё одно известное в Тагиле здание – бывшее Анатольское женское училище, а в советские времена – образцовая школа им. Н. К. Крупской.

Своим возникновением училище обязано Авроре Карловне Шернваль-фон Валлен-Демидовой-Карамзиной.

После смерти мужа Павла Николаевича Демидова Аврора отдавала всю себя воспитанию сына и, до его совершеннолетия, управлению оставшихся от мужа заводов. Уже вскоре после своего первого приезда на Нижнетагильские заводы Аврора обратила внимание на низкий уровень образованности детей заводских служащих. Особенно несправедливым «госпожа владелица» считала то, что «девочки в семьях заводских служителей получают куда меньший объём знаний, нежели мальчики».

Аврора Карловна высказала свои замечания управляющим заводами, которые согласно покивали головами, но так ничего и не сделали. Но вскоре в управленческой цепочке демидовских заводов появилась новая административная единица – должность главного уполномоченного всеми демидовскими заводами округа. На этот пост Анатолий Николаевич Демидов взял Антона Ивановича Кожуховского. Аврора Карловна и Анатолий Демидов составили для Кожуховского перечень «поручений первостепенной важности», одним из которых являлся вопрос об организации специального обучения для дочерей заводских служащих.

В 1847 году Антон Иванович Кожуховский прибыл в Нижнетагильский горнозаводской округ и принялся претворять в жизнь поручения господ владельцев. Решив организационные, технические и управленческие вопросы, Кожуховский не забыл и о школе для девочек.

Деятельный Антон Иванович, ознакомившись с заводскими делами и заведя деловые и даже приятельские отношения со многими людьми, живущими «в Нижнем Тагильске», принялся за организацию «учреждения для воспитания дочерей служащих». Согласно расписанию уроков, воспитанницы училища должны были посетить за неделю по 11 уроков Закона Божия, арифметики, русского языка и грамматики, географии и истории – по 8, чистописания и рукоделия – по 12.

Занятия в училище должны были начинаться в 8 часов утра и длились до 16 часов с перерывами на отдых.

Анатольское женское училище (позднее – женская гимназия) на открытке начала XX в.

Распорядок проживания воспитанниц предусматривал время для приготовления домашнего задания не только вечером, но и утром, за час до начала занятий. Первым директором училища стала Дарья Ивановна Даммер.

В 1894 году на базе Анатольского училища была открыта Павло-Анатольская прогимназия, которая через девять лет была реорганизована в женскую гимназию на 500 мест. В 1906 году в гимназии было введено 8-летнее обучение. В гимназии поддерживались образцовая дисциплина и строгий порядок, для учителей и учащихся была введена единая форма, были организованы горячие завтраки.

После Октябрьской революции, в 1920 году, на базе Павло-Анатольской гимназии была открыта школа II ступени, которой через три года было присвоено имя Н. К. Крупской. В дальнейшем школа ещё не раз меняла профиль: на её базе открывались и закрывались ФЗУ, полная средняя школа, женская восьмилетняя школа и снова средняя школа совместного обучения. В годы Великой Отечественной войны в школе № 1 был развёрнут госпиталь № 5967. Трое выпускников школы – Н. М. Епимахов, Е. В. Протасов и Ю. Н. Дерябин – стали Героями Советского Союза.

Мемориальные доски на здании бывшей школы

В 1978 году школа имени Крупской переехала в новое здание на улице Оплетина, а старое помещение на Тагильской было признано непригодным для обучения детей. За последующие 30 лет строение обветшало и находится в плачевном состоянии. Администрация города не раз выставляла его на торги, и в прошлом году здание было продано. Новый владелец в объекте культурного наследия планирует создать частную  школу.

Здесь, на углу бывшего Анатольского женского училища, заканчивается улица Тагильская и начинается улица Кирова, бывшая Большерудянская – ещё одна старейшая улица Нижнего Тагила. Но о ней – через неделю.

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН «Между строк»

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: