30 Июл 2016 19:52 | Метки: Город-лабириНТ, Нижний Тагил

Проспект Вагоностроителей: вся история Вагонки в одной улице (часть 1)

 Сегодня мы на время оставим так называемую «историческую часть» Нижнего Тагила и перенесёмся в Дзержинский район, на проспект Вагоностроителей – одну из старейших улиц Вагонки. 

Вид на проспект Вагоностроителей 

Можно по-разному говорить о главной магистрали района, оценивая её архитектуру и планировку. Одни считают, что проспект своеобразен и отличается от других улиц города внешним обликом, оригинальной планировкой и архитектурной компоновкой кварталов. Другие же отмечают, что застройка проспекта шла бессистемно, что явилось следствием неоднократного изменения плана развития района.

Как ни странно, правы и те, и другие. Проспект действительно застраивался в разные годы под влиянием различных архитектурных течений, но именно это разнообразие в конечном счёте и придаёт проспекту его неповторимый облик.

С первых дней начала строительства «Уралвагонзавода» вопрос о создании жилого фонда стоял особо остро. Первые рабочие бригады, прибывающие на стройку, поначалу расселялись в селе Покровка. Кроме того, в «старом городе», как между собой называли Нижний Тагил вагонстроевцы, для приезжих специалистов был выделен ряд квартир из резервного фонда исполкома. Тем не менее, разместить всех приезжих не удалось.

Летом 1931 года на площадке «Уралвагонстроя» появился палаточный городок строителей, которые начали в срочном порядке возводить и обустраивать барачные посёлки. Однако год спустя руководители стройки и партийный актив начали разрабатывать проект возведения вблизи завода соцгородка. Ещё через год к этой работе подключились свердловские, ленинградские и московские архитектурные бюро. В итоге за основу был взят проект соцгородка, разработанный московскими архитекторами-конструктивистами из «О.С.А.» – «Объединения современных архитекторов», где тон задавали такие известные отечественные архитекторы, как братья Веснины и М. Я. Гинзбург.

Согласно первоначальному плану застройки, от завода должны были начинаться четыре улицы, которые ещё до начала строительных работ получили свои названия – Ленина, Сталина, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Воплощать план в жизнь начали с улицы Ленина (ныне – Ильича), но строительство влетало в копеечку, что и заставило руководство стройки отказаться от проекта конструктивистов и начать поиски более дешёвых решений. В итоге улица Ленина оказалась застроенной наполовину, а на улице Сталина были построены лишь два здания. До улиц Карла Маркса и Фридриха Энгельса очередь даже не дошла, а последняя так вообще появилась позднее и совсем в другом месте.

К 1940 году вопросы, связанные с продолжением строительства соцгородка УВЗ, были решены, однако необходимые для этого средства были заложены в бюджет только следующего года. В апреле поступили первые деньги, а в июне началась война. На тот момент на улице Сталина стояли лишь два капитальных здания – районная больница и жилой дом № 13 на углу пересечения с улицей Бажова, построенные в 1937-39 годах.  

Строительство здания районной больницы (фото 1930-х гг.) 

Городская больница № 1 в 70-80-х гг. 

Городская больница № 1 в 2013 г. 

Возведённые по проектам московских конструктивистов из «О.С.А.», эти два здания впоследствии стали настоящей головной болью для архитекторов, проектировавших послевоенную застройку улицы Сталина: новые дома нужно было спроектировать так, чтобы ранее построенные выглядели на их фоне более-менее гармонично. Это было не просто. У новых домов пришлось уменьшить этажность на один, а дом, который замыкал застройку на пересечении с улицей Советской (позже – Богдана Хмельницкого, позже – проспект Дзержинского), снабдить «башенкой». Правда, поначалу звучали предложения перестроить «виновников» проблем: так выходило и быстрее, и дешевле. Но расселить «конструктивистский» дом было некуда, тем более, некуда было перенести больницу. 

Дом № 13 по проспекту Вагоностроителей 

Считается, что основная застройка нынешнего проспекта Вагоностроителей, а прежде – улицы Сталина, началась в конце 40-х – начале 50-х годов. Но это не совсем так. Ещё не закончилась война, а решением ЦК и Совмина «Уралвагонзаводу», «учитывая особое положение предприятия», в качестве эксперимента было разрешено вести гражданское строительство хозспособом. Первые дома по чётной стороне улицы Сталина – административно-жилое здание (нынешний адрес – пр. Вагоностроителей, д. 2) и три трёхэтажных жилых дома (пр. Вагоностроителей, д. 4, 6 и 8) были заложены осенью 1945-го. 

Первым 1 января 1946 года был сдан в эксплуатацию дом № 2.

Первоначально в доме хотели разместить почту, сберкассу, аптеку и магазин ОРСа. Однако вскоре планы пришлось изменить: в одном из бараков на улице Дмитрова, где находился райисполком, произошла авария, и органы власти в срочном порядке перевезли в новенький дом. 

Дом № 2 по пр. Вагоностроителей 

В разные годы в этом доме находились промтоварный магазин, рабочая столовая, отделение промбанка, райисполком, районные комитеты партии и комсомола и даже ЗАГС.

В те годы завод ещё продолжал работать в режиме военного времени, и людей для строительства жилых домов катастрофически не хватало. Выход был найден: на Вагонку привезли пленных немцев, которые на первых порах и стали основной рабсилой. Для их лагеря отвели место за тогдашней границей соцгорода, в районе нынешних домов № 32а, 34 и 34а по проспекту Вагоностроителей. Труд военнопленных широко использовали на всех строительных объектах района вплоть до начала 1956 года.

К концу 1946-го был построен ещё один дом на улице Сталина – один из трёх домов по правой стороне, спроектированных архитектором «Уралвагонзавода» Николаем Николаевичем Самойловым. В конце 1946-го он уехал в родной Харьков, и дома достраивали уже без него. Но ещё долго, вплоть до конца 60-х, эти три дома – № 4, 6 и 8 – в народе именовались «самойловскими». 

«Самойловские» дома (пр. Вагоностроителей, 4, 6 и 8) 

Два других здания – дома № 10 и № 12 по правой стороне улицы – были заложены позже и строились уже по другому проекту.

В 1947 году план застройки района был скорректирован. Согласно ему, улица Сталина должна была заканчиваться площадью на пересечении с улицей Советской. На этой площади планировалось возвести новое здание для райисполкома и райкома партии. За площадью жилой сектор заканчивался и начиналась лесопарковая зона, которая должна была простираться до самых Пихтовых гор. В этой зоне планировалось построить несколько профилакториев выходного дня, баз отдыха и спортивных баз для работников «Уралвагонзавода» и других предприятий района. По улице Орджоникидзе планировалось пустить трамвай, который курсировал бы по району круглосуточно. Однако уже через два года и этот план был изменён – Вагонку было решено застраивать до самых Пихтовых гор. В «квартале № 40» было решено возвести капитальное здание машиностроительного техникума, который аж с 1933 года ютился в бараках и «брусках» то на углу улиц Карла Маркса и Библиотечной, то на улице Дмитрова. 

Строительство домов № 10 и № 12 по ул. Сталина (фото 1947-48 гг.) 

«Квартал № 40». Строительная площадка машиностроительного техникума 

Одним из инициаторов изменения плана застройки стал Иван Васильевич Окунев, который в 1949 году был назначен на пост директора «Уралвагонзавода». В проект развития района были включены ряд объектов соцкультбыта, и разработан подробный план озеленения района. Последнему «народный директор» УВЗ уделял особое внимание, не зря многие на заводе называли его за глаза «садовником». Окунев два раза в неделю объезжал все стройки в районе и по итогам этих объездов раздавал цехам и отделам завода задания по благоустройству дворов и улиц. Вся Вагонка была разделена на участки, которые были распределены между подразделениями УВЗ в качестве подшефных территорий. В конце каждой недели Иван Васильевич требовал от подчинённых подробного отчёта по озеленению улиц, междомовых и дворовых территорий. Примечательно, что в 50-х на улицы Вагонки высаживались преимущественно берёзы, ели, яблони, сирень, акация, шиповник. Но в 60-х эти деревья и кустарники начали вытеснять тополя и волчеягодник, которые и росли быстрее, и были менее прихотливыми к внешним условиям.

Как только заканчивались строительные работы у какого-либо дома, Окунев начинал требовать озеленить прилегающую территорию. Не менее внимательно директор завода-гиганта относился и к внутридворовым объектам – хозяйственным постройкам, детским и спортивным площадкам. Особо «народный директор» стремился развивать «народные» виды спорта – городки и лапту. В 50-х, а особенно в 60-х годах по количеству городошных площадок Вагонка оставила далеко позади все другие районы города. Отдельное внимание руководство завода уделяло строительству новых детских садов и яслей. 

Детский сад на ул. Сталина (пр. Вагоностроителей) (фото 50-х гг.) 

Вся левая сторона улицы Сталина вплоть до пересечения с улицей, получившей позже название Парковой, застройке не подлежала. Здесь велись работы по расширению Парка культуры и отдыха, а также велась подготовка к строительству «очага культуры вагонстроевцев», возвести который Окунев пообещал вскоре после вступления в должность директора. Парк культуры и отдыха УВЗ был открыт ещё в 1934 году. Вход в него был только с улицы Ленина (ныне – Ильича). Теперь же, с началом заселения улицы Сталина, было решено расширить территорию парка и обеспечить в него удобный доступ для жителей новостроек.

Летом 1952 года на этой территории было начато строительство Дворца культуры УВЗ, который стал настоящим украшением Вагонки. Строительство Дворца культуры длилось шесть лет и завершилось торжественным открытием 5 ноября 1958 года. Позднее, 6 февраля 1973 года, Дворцу было присвоено имя И. В. Окунева, который добился разрешения Совета Министров СССР на строительство дворца, а также лично курировал стройку.

Подобных учреждений культуры в городе в то время не было. Дворец имел два зрительных зала, один из которых на тысячу с лишним мест, выставочный и спортивный залы, просторные танцевальные классы, комнаты для коллективов художественной самодеятельности, библиотеку, кафе на два зала. 

Дворец культуры вагоностроителей имени И. В. Окунева 

Места во Дворце культуры, построенном по проекту архитектора московского института «Горпроект» Эммы Залесской, хватило всем. Здесь разместились Народный театр балета, академическая хоровая капелла, драмкружок, эстрадный и духовой оркестры, коллективы народных и бальных танцев, агиттеарт «Факел». В правом крыле Дворца были открыты многочисленные детские кружки и секции. 

Правое крыло ДК УВЗ – вход в «детский сектор» 

Внутри Дворца культуры 

В 1949 году начались подготовительные работы на месте строительства машиностроительного техникума – единственного в то время профильного учебного заведения, готовившего специалистов среднего звена для двух основных производств «Уралвагонзавода».

Машиностроительный техникум имеет свою непростую историю.

В 1932-1933 годах Вагоностроительный техникум занимал один из бараков на пересечении улиц Карла Маркса и Библиотечного переулка. В 1933 году техникум ликвидировали, но через два года, после того как глава советского государства выдвинул тезис «Кадры решают всё!», техникум реанимировали. 8 августа 1935 года в список учебных заведений Народного комиссариата танковой промышленности при УВЗ был включён машиностроительный вечерний техникум. Обучение без отрыва от производства тогда велось на трёх отделениях – сварочном, литейном и сборочно-монтажном. Техникум перевели из центра города на Вагонку, где для него был выделен барак № 15 на улице Дмитрова. В 1947 году техникум переехал в дом № 12 на улице Сталина, где он занимал весь второй этаж и несколько помещений на третьем этаже. Новое здание единственное на тот момент в районе среднее специальное учебное заведение получило в 1957 году. С 1949 по 1963 годы директором техникума была Анна Константиновна Егорова, работавшая до этого на УВЗ инструктором заводского комитета партии. 

Машиностроительный техникум на фото разных лет 

(продолжение следует) 

-----------------------

При подготовке материала использованы фото:

 - из архивов авторов;

 - 2013. Дмитрий В. Макеев (Екб) 

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН «Между строк» 

Прошлые выпуски проекта «Город-лабириНТ» 

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: