06 Авг 2016 18:25 | Метки: Город-лабириНТ, Нижний Тагил

Проспект Вагоностроителей: как Окунев переименовал улицу Сталина (часть 2)

Проект «Город-лабириНТ»

В 1951 году на каждом заседании бюро горкома партии поднимались вопросы, касающиеся развития и застройки города. Отчитывались председатели райисполкомов, руководители предприятий и строительно-монтажных управлений, производители стройматериалов и все, кто хоть как-то был связан с гражданским строительством. Заседания порой проходили непросто. Главы районов и директора предприятий, как правило, начинали с жалоб. Жаловались на недостаток техники и стройматериалов, на дефицит рабочей силы и нерадивых смежников. Не жаловался только Окунев. Первый секретарь горкома партии Георгий Алексеевич Козлов не раз спрашивал: «А у тебя, Иван Васильевич, что, никаких трудностей нет?» На что «народный директор» всякий раз отвечал: «Трудности есть, как у всех. Но все их можно решить в рабочем порядке...»

Со строительством жилья на Вагонке дела обстояли куда лучше, чем в других районах города. При том, что планы возведения новых жилых домов год от года увеличивались. Первоначально, в 1947 году, застройку района планировали исходя из того, что основная масса эвакуированных рабочих вернётся вместе со своими предприятиями на прежние места проживания. Однако этого не произошло. Многим из тех, кто в 1941-м приехал в Нижний Тагил из охваченных войной Украины и Белоруссии, попросту некуда было возвращаться. Восстановление разрушенных городов шло медленно, реэвакуация предприятий также проходила не гладко. Перспектива вернуться в родные края, оказавшись без работы и крыши над головой, мало кого прельщала. Кроме того, за пять военных лет многие эвакуированные обзавелись здесь семьями, кто-то сменил профессию, кто-то поступил учиться в институты и техникумы... В итоге население Вагонки уменьшилось всего на треть от планируемого. И руководству завода и района пришлось решать жилищный вопрос, исходя из сложившихся реалий. Поэтому при корректировке плана застройки пришлось отказаться от обширной лесопарковой зоны и отвести под строительство жилья дополнительные площади. Коснулись эти изменения и улицы Сталина. Капитальными 4- и 5-этажными домами было решено застраивать левую сторону улицы до пересечения с улицей Советской (впоследствии – бульвар Богдана Хмельницкого). Здесь планировалось возвести большое административное здание, где разместились бы райисполком, РК ВЛКСМ и райком партии. Далее, от пересечения с улицей Правды до пересечения с улицей Тимирязева, этажность жилых домов понижалась до трёх. Отрезок от улицы Тимирязева до улицы Чайковского решили застроить брусковыми домами с перспективой замены их в будущем на многоэтажки. Отрезок от улицы Чайковского до улицы Радистов отдавался под индивидуальную застройку. 

 

Изначально планом застройки предусматривалось возведение домов по типовым проектам 40-х годов. Но в ходе застройки, по мере появления новых типовых проектов, планы не раз корректировались. Почти все дома по левой стороне улицы Сталина были спроектированы московским институтом «Горпроект», почти каждому типовому дому архитекторы и проектировщики ОКСа «Уралвагонзавода» стремились придать свой неповторимый вид, украшая фасады зданий деталями, подчёркивающими индивидуальность каждого дома. 

Дом № 3 по пр. Вагоностроителей (фото 80-х гг.) 

Дом № 3 по пр. Вагоностроителей (фото 2013 г.) 

В некоторых статьях, посвящённых этому периоду развития Вагонки, строительство в районе жилья хозспособом преподносится, как панацея от всех «болячек» плановой экономики, как способ более быстрый, чем подрядный способ в эпоху социализма. На самом деле, это не так. Строительство хозспособом означает, что застройщик делает всё только своими силами: сам закупает материалы, нанимает рабочих, закупает или арендует строительную технику и сам строит. То есть полагается только на свои силы. Однако в условиях плановой экономики изыскать свободные средства для ведения самостоятельного строительства было не так-то просто. Поэтому стройка хозспособом была длительным процессом. Несомненными плюсами такого вида строительства были только качество объектов (строили-то для себя) и независимость от министерств и ведомств, распределяющих финансовые и материальные ресурсы.

Нехватка техники и необходимость экономить подчас приводили к неожиданным ноу-хау. Строительство на улице с таким именем было на виду у всех, и руководителям завода и района партийные функционеры буквально навязали повышенные социалистические обязательства, касающиеся темпов строительства. Это обстоятельство требовало ведения непрерывных работ в две, а то и в три смены. Тогда, чтобы исключить простои, вызванные пересменками и доставкой стройматериалов, инженеры «Уралвагонзавода» предложили осуществлять доставку к месту стройки рабочих и материалов по узкоколейной железной дороге, которую проложили прямо по улицам района. 

Узкоколейка на улице Орджоникидзе 

Левая и правая стороны улицы Сталина застраивались поэтапно. Первый этап длился с конца 40-х до конца 50-х. За это время были возведены 4- и 5-этажные дома № 3, 5, 9, 11, 13, 15, 19 и 21, трёхэтажные № 23 и 25, двухэтажные № 27, 31, 35 и 37, а также несколько домов по правой стороне – № 32, 34, 36 («дембельский аккорд» немецких военнопленных на месте их лагеря) и дом № 38, ныне имеющий двойной адрес Вагоностроителей, 38/Тимирязева, 50. Все эти дома дожили до наших дней, причём большинство без внешних и внутренних переделок. 


Левая сторона улицы Сталина в конце 50-х гг. 

Проспект Вагоностроителей, дом № 9. Конец 60-х. 

Проспект Вагоностроителей, дом № 9 (фото 2013 г.) 

Проспект Вагоностроителей, дом № 15 (фото 2013 г.) 

Дом № 19 по пр. Вагоностроителей 

Дом № 21 по пр. Вагоностроителей (фото 50-х гг.) 

Дом № 21 по пр. Вагоностроителей (фото 2013 г.) 

Эти жилые дома «повышенной» этажности (4-5 этажей) отличало наличие на первых этажах помещений под магазины и объекты соцкультбыта. Квартиры в таких домах распределялись инженерно-техническим работникам, «узким» специалистам, а также передовикам производства, учителям и врачам. Для других категорий очередников строились дома попроще – двух- или трёхэтажные, очень часто без обязательных магазинов «шаговой доступности» и учреждений бытового обслуживания населения. 

Дом № 29 по пр. Вагоностроителей (фото 2013 г.) 

Дом по пр. Вагоностроителей, 32 (фото 2013 г.) 

Дом по пр. Вагоностроителей, 34 (фото 2013 г.) 

Дом № 36 (фото 2013 г.) 

В конце 50-х, с завершением первого этапа застройки района, заканчивается и эпоха «сталианса». Типовые проекты, созданные в стиле «сталинского ампира», изымаются из архивов архитектурных бюро, хотя ещё несколько лет было разрешено строить малоэтажные дома 226-й, 233-й и некоторых других серий. Руководству УВЗ пришлось срочно подыскивать новые типовые проекты, которые уже, увы, никак не сочетались с теми, что ещё недавно были в моде. Поэтому следующие этапы застройки улицы Сталина выглядят бессистемно и хаотично. 

Дом № 26 серии «1-440-3» по пр. Вагоностроителей (фото 1984 и 2013 гг.) 

В конце 50-х – начале 60-х годов на короткое время в лидеры моды вышли одноэтажные типовые дома для индивидуальной застройки. Предчувствуя, что жилищный вопрос так просто не решить, правительство СССР решило выдавать беспроцентные ссуды для постройки индивидуального жилья. Правда, инициатива эта очень скоро напоролась на «подводные камни»: в городах под индивидуальное строительство не было достаточно места, а для жителей деревень каменные дома были дорогим удовольствием. Тем не менее, на улице Сталина появилось несколько таких домов, которые в народе получили прозвище «самстроевские». 

Индивидуальные дома, построенные по типовым проектам (фото 2013 г.) 

Рассказывают, что в середине 50-х на одном из заседаний горкома партии обсуждались названия новых улиц города. Слово взял Иван Васильевич Окунев.

 - Я предлагаю переименовать улицу Сталина... – «народный директор» сделал паузу, чтобы откашляться.

В кабинете повисла напряжённая тишина. Окунев выпил водички и продолжил:

 - ...в проспект Сталина.

И, развернув на столе карту района, стал рассказывать о планах по расширению и благоустройству улицы. Но предложение не поддержали.

Этот случай ему вспомнили, когда в 1961-м он же выступил с предложением переименовать улицу Сталина в проспект Вагоностроителей. После принятия решения о переименовании Окунев с улыбкой заметил:

 - Я же говорил, что будет проспект... 

Советская архитектура стремительно обезличивалась, насаждая везде и всюду каркасно-панельные жилые дома различных серий, одинаково дешёвых в производстве, но одинаково неудобных для жильцов. Окунев был вынужден приступить к строительству «хрущёвок», застраивая ими все пустыри, оставшиеся с 50-х. 

Проспект Вагоностроителей в середине 60-х гг.

В 1963 году на уже бывшей улице Сталина, на том самом месте, где должен был появиться горком партии, был сдан в эксплуатацию первый в Нижнем Тагиле широкоформатный кинотеатр «Россия» на 850 мест. На тот момент это было событием городского масштаба. Кинотеатр быстро стал «премьерным», и тагильчане, невзирая на расстояния, ехали на Вагонку, чтобы в числе первых увидеть новый фильм. 

Кинотеатр «Россия» (фото 80-х гг.) 

Была у проспекта Вагоностроителей и ещё одна важная в те времена функция. Начиная с 1959-го и вплоть до начала 70-х годов, здесь проходили праздничные демонстрации на 1 и 9 мая и 7 ноября. Горисполком и горком партии каждый год пытались перенести праздничные шествия вагоностроителей в центр города, но смогли это сделать только после смерти И. В. Окунева. 

Праздничные демонстрации трудящихся на проспекте Вагоностроителей 

В 70-х и 80-х годах строительство на главной улице района стало эпизодическим. Для массовой застройки, как в 50-60-х, уже не было ни места, ни средств. Оставался не расселённым и «брусковый» квартал между улицами Тимирязева и Чайковского. «Полублагоустроенные» дома простояли здесь до наших дней. 

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН «Между строк» 

Прошлые выпуски проекта «Город-лабириНТ»

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: