28 Май 2016 11:05 | Метки: Новости Нижнего Тагила, Город-лабириНТ

Парк им. Бондина: демидовские саженцы, скульптура Сталина и могила советского писателя в кустах

История Парка культуры имени пролетарского писателя Алексея Петровича Бондина началась очень давно – гораздо раньше, чем значится в дореволюционных справочниках, книгах советского периода о нашем городе и некоторых современных исследованиях. Собственно говоря, началась она даже не в Тагиле, а в Соликамске.

Именно там, в Соли Камской, как называли этот город в XVIII-XIX столетиях, начиная с 1732 года, два брата Акинфиевича – Григорий и Прокофий Демидовы – начинают «заводить» не новый завод, что было бы совсем не удивительно, а… ботанический сад. С него-то и началась история одного из самых любимых мест отдыха тагильчан. 

Старшие сыновья грозного Акинфия, получив образование и пройдя практику на уральских заводах, уже к 18 годам показали себя достойными продолжателями славных дел отца и деда. Так, Прокофий дважды управлял Невьянскими заводами, заменяя задержанного в столице отца, а затем налаживал работу «подливных» заводов в Подмосковье. Григорий, рано обзаведясь семьёй, был вынужден восстанавливать доставшееся в качестве приданого жене соляное производство и попутно вёл торговлю отцовским железом в Пермской губернии. Но посвящать всю свою жизнь металлургии ни тот, ни другой не собирались. Обоих влекли естественные науки – история, география, биология, иностранные языки. Но больше прочего – ботаника.

В 1732 году Прокофий Демидов приезжает в Соликамск к Григорию с предложением создать ботанический сад, где можно было бы заниматься разведением и селекцией различных, в том числе «диковинных», редких для России растений.

Приставленные к сыновьям «для пригляду» приказчики, докладывали Акинфию, что оба брата тратят большие деньги на семена и саженцы и «строят для них новые избы, што зовут ранжереями». Акинфий Никитич не раз пытался вразумить отроков, но без особого успеха. Младший брат – Никита – то и дело заступался перед отцом за братьев. «Они планты сии диковинные сажают без убытку для заводов наших. Напротив, увлечение оное большой пользой заводам обернётся...» – писал в 1737 году стареющему Акинфию любимый сын.

Тем временем ботанический сад в Соликамске становится известен в столице, и из Петербургской Академии наук для обмена опытом к Григорию Демидову приезжает известный немецкий ботаник Иоганн Амман. А в 1738-39 годах Соликамский ботанический сад становится известен и в Европе. Его куратором становится знаменитый учёный-натуралист Георг Стеллер. 

Прокофий, Григорий и Никита Акинфиевичи Демидовы 

После смерти Акинфия братья стали самостоятельно управлять отцовским хозяйством. Нижнетагильский и Выйский заводы, как известно, достались Никите Акинфиевичу, но первые 15 лет братья управляли заводами коллегиально, во всём помогая друг другу.

В 1756 году, после смерти первой жены Натальи Евреиновой, Никита уединяется на Тагильском заводе, пытаясь в делах забыть о тяжёлой утрате. Тогда-то старшие братья и «присоветовали» ему разбить при своём доме небольшой сад. Прокофий отправил на Нижнетагильский завод более сотни саженцев розовых кустов, а Григорий – саженцы яблонь, груш и «поречи» – красной смородины. Никита внял советам братьев и завёл на берегу пруда небольшой сад.

Вопреки скепсису заводских приказчиков и насмешкам работных, младший сын Акинфия Никитича оказался старательным и заботливым садоводом, а «цветошные обозы» ещё несколько лет к ряду доставляли в Тагил семена, саженцы из Москвы, Петербурга и Соли Камской. Третья супруга Никиты – Александра Евтихиевна Сафонова – с восторгом описывала этот «истинно райский уголок в дикой сибирской глуши» в письме к отцу в 1770 году. Но «Никитушкин сад», как называла его Александра Евтихиевна, захирел вскоре после того, как она с мужем отправилась в Европу на лечение и попутешествовать.

Поездка затянулась на несколько лет, изрядно опустошила заводскую казну, и управляющие стали экономить на всём подряд. Сад тоже попал в «непрофильные активы», хотя садовники ещё несколько лет по мере сил присматривали за посадками.

А затем Никита начал строить в подмосковном Петровском-Княжищево (ныне – Петровское-Алабино) дом для любимой супруги, при котором устроил и парк, и сад с оранжереями. А тагильский сад так и оставался в запустении до тех пор, пока в права наследия не вступил сын Никиты Акинфиевича Николай. 

Николай Никитич сразу распорядился возродить сад, написав управляющему: «Не можно допустить, чтобы старания родителя моего сгинули без следа…» И в 1780 году сад начал было возрождаться. Однако Николай Никитич не думал всерьёз заниматься садоводством. Хотя при нём сад прирос новыми территориями, в нём были выстроены отапливаемые оранжереи, где выращивались экзотические цветы, овощи и фрукты. Последними из Демидовых, кто всерьёз занимался садом, были Аврора Карловна Демидова-Карамзина и её второй супруг Андрей Николаевич Карамзин, которые управляли Нижнетагильскими заводами с 1849 по 1854 годы. В 1853 году смотрителем господского сада был назначен ссыльный поляк Адольф Янушкевич. В Тагил Янушкевич попал по протекции управляющего заводами Антона (Антония) Кожуховского, который и замолвил за земляка словечко перед Анатолием Николаевичем Демидовым. В современной истории Нижнего Тагила Адольф Янушкевич известен как первый заведующий городской библиотекой и музеем, но первым назначением отставного коллежского регистратора Янушкевича была должность смотрителя господского сада с окладом в 400 рублей серебром в год и «служебной квартирой» – отдельным каменным домом близ сада. Именно благодаря стараниям Адольфа Михайловича сад стал обретать черты парка. В нём появились беседки для отдыха, качели, маленькая пристань, способная принять несколько прогулочных лодок. 

Николай Никитич Демидов, Аврора Карловна и Адольф Янушкевич 

Все последующие Демидовы садом не интересовались, и в 1880 году Павел Павлович Демидов, по подсказке своего экономического советника Василия Дмитриевича Белова, передал сад в ведение тагильского отделения Верхотурского земства. С этого времени и до наших дней «господский сад» медленно, но верно превращался в место отдыха тагильчан. Постепенно оранжереи были вытеснены аллеями и беседками, появлялись и места для детских игр. В конце XIX века «Никитушкин сад» электрифицировали и сменили название на «Городской парк». В начале XX столетия здесь появились летняя эстрада и буфет.

Несколько раз бывали в «Городском парке» и Демидовы – Елим и Анатолий Павловичи с жёнами. Анатолий даже выдвинул идею развернуть здесь «Луна-парк» и собирался выступить в качестве акционера, но дальше намерений дело не пошло. В целом же, бывший господский сад довольно удачно вписался в облик Нижнего Тагила и стал одним из самых любимых мест времяпрепровождения городских обывателей. 

Вид на ул. Уральскую, Городской парк и пруд 

В первые послереволюционные годы Городской парк начал приходить в упадок. Изначально в государстве рабочих и крестьян прогулки в парках считались мещанством и не вписывались в рамки пролетарской культуры. В парке стали проводить митинги и спортивные соревнования, что положило начало перепланировкам территории.

Но позднее к идеологам новой власти стало приходить понимание того, что «без культурного отдыха невозможен созидательный труд», и Городской парк начали возрождать. Правда, к тому времени от прежнего исторического облика парка уже мало что осталось.

Постепенно, начиная со второй половины 20-х годов, парк начал принимать современные очертания. В конце 20-х здесь появился летний театр, где выступали театральные коллективы, а с наступлением тёмного времени суток демонстрировались фильмы. По выходным и праздникам здесь играли духовые оркестры, устраивались гулянья и танцы. В начале 30-х в парке работали секция любителей шахмат и шашек, изба-читальня, детская техническая станция, прокат лодок, прокат велосипедов и спортивного инвентаря, ресторан, киоски по продаже книг, журналов и газет, которые привлекали внимание яркими вывесками. «Вычеркнем водку из своего бюджета! Да здравствует книга, журнал и газета!» – гласила вывеска на одном из таких киосков. 

Киоск по продаже полиграфической продукции в Городском парке 

 С 1935 года в Городском парке на радость детворе устраивал передвижную выставку животных Уральский зоопарк.

Нёс Городской парк и идеологическую нагрузку. Причём дело не ограничивалось флагами и кумачовыми транспарантами с бодрыми лозунгами тех лет. Здесь устанавливались стенды с портретами передовиков производства и героев трудового фронта, а на афишных тумбах размещались объявления о проведении общественно-политических мероприятий. Аллеи и площадки парка были украшены «девушками с вёслами» и бюстами основоположников научного коммунизма. Стояла в горпарке и скульптура Сталина.

Кроме того, парк был радиофицирован: здесь велись трансляции новостей и объявлений местной радиостудии. 

Бюсты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина в горпарке 

Скульптура И. В. Сталина 

Сейчас мало кто помнит, что вход в парк долгое время был платный. Входной билет стоил 50 копеек и давал право находиться в парке сколько угодно, бесплатно смотреть спектакли и кинофильмы и даже пользоваться некоторыми услугами. После реформы 1961 года билет в парк стоил сначала 5 копеек, затем – 10, затем – 15. Билетики покупались в кассах у центрального входа в парк. 

Центральный вход в Городской парк. Кассы закрыты (фото 50-х гг.) 

Безбилетников (а таковые были во все времена) вылавливали дружинники и милиционеры «дикой мотороты» ГУВД. Несовершеннолетних после воспитательной беседы отпускали, остальных штрафовали. 

Центральный вход в Городской парк. В ожидании открытия (фото 50-х гг.) 

После отмены платы за вход, помещения касс стали использовать для хранения инвентаря, а после того, как в парке появились ещё два входа, центральный вход автоматически перешёл в разряд достопримечательностей и часто выполняет роль фона для фото на память. 

Другой достопримечательностью парка является памятник тагильскому писателю, драматургу и журналисту Алексею Петровичу Бондину, установленный в 1946 году на его могиле. В 1947-м парку было присвоено имя писателя, и с тех пор он официально называется Парк культуры и отдыха им. А. П. Бондина. 

Памятник на могиле А. П. Бондина (авт. М. П. Крамской) (фото 2016 г.) 

К слову, на территории парка находится и дом-музей Бондина с довольно интересной экспозицией. Но о нём в другой раз... 

В 1963 году в Городском парке работали уже две эстрады, летний кинотеатр, спортивная площадка, а также был открыт планетарий. А два года спустя парк стал знаменитым на всю страну: в издательстве «Филателия» вышел набор открыток с видами Нижнего Тагила, среди которых были и изображения парка.

В парке им. Бондина (открытка 1965 г.) 

Вообще, в 50-е, 60-е и даже 70-е годы в будние дни парк был идеальным местом для любителей уединиться с книгой и, конечно, для влюблённых. На выходные и праздники парк наполнялся отдыхающими и практически никогда не пустовал.

В 60-х и 70-х годах парк изобиловал всевозможными атрибутами советских парков – от вазонов на кирпичных тумбах и удобных «тёплых» скамеек до разнообразных парковых скульптур и изящных урн. 

В ПКиО им. Бондина (фото 1970 г.) 

С тех пор много воды утекло, парковый инвентарь из года в год становился всё неудобнее и проще, что не добавляло парку привлекательности. Судите сами, по какой лестнице Центрального входа приятнее идти? 

Лестница Центрального входа (открытка 1965 г.) 

Та же лестница 51 год спустя (фото 2016 г.) 

Ещё одна достопримечательность Парка – колесо обозрения, с которого открывается прекрасный вид на все окрестности. Аттракцион практически никогда не пустует: даже в будние дни желающих подняться на колесе и полюбоваться открывающимися видами хватает.   

 

Интересно, что в 1957 году Нижнетагильский горисполком утвердил план-проект развития Городского парка культуры и отдыха, разработанный архитектором Л. Маковеевым. Согласно этому проекту, парк должен был прирасти обширными территориями, на которых расположились бы два пляжа, две лодочные станции и два колеса обозрения, вокруг которых расположились бы детские площадки и городки аттракционов. Кроме того, в парке должен был заработать стационарный зоопарк. Несколько ранее на Корабельном мысе планировалось открыть филиал ПКиО им. Бондина. К сожалению, этим планам не суждено было реализоваться. Всё, чем смог прирасти парк, – новым «центральным» входом и каскадом фонтанов. Произошло это в начале 2000-х. 

Интересно, что о славном прошлом парка в самом парке нет никакой информации. На установленных не так давно информационных стендах красуются фотографии Верхотурья и довольно пространные надписи, смысл которых сводится к тому, что тагильчанам следует гордиться историей Урала.

Впрочем, странностей в организации нашего музея-заповедника и без того достаточно. О них мы поговорим как-нибудь в другой раз. 

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН «Между строк»

Прошлые выпуски проекта «Город-лабириНТ» 

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: