30 Сен 2017 19:42 | Метки: Новости Нижнего Тагила, Спецпроекты, Город-лабириНТ

Красногвардейская улица: «Матильдово предместье» и несколько разбитых сердец (часть 4)

Главной достопримечательностью улицы Красногвардейской, без сомнения, является «Демидовская дача»  усадьба, появившаяся на берегу заводского пруда в первой половине XIX века. Возвёл и обустроил усадьбу бывший демидовский крепостной, выдающийся механик и управляющий тагильскими заводами по технической части Фотий Ильич Швецов, проработавший на Демидовых 38 лет. Принято считать, что сама усадьба была построена между 1844 и 1847 годом, но ещё раньше место, где она появилась, было названо именем женщины, о которой тагильчане знали очень немного, да и сведения эти были не совсем точны…

Промозглым ноябрьским вечером 1840 года на Нижнетагильский завод из Петербурга прибыл приказчик для разных поручений Петербургской домашней конторы господ Демидовых со срочным известием: «…Их Светлость Анатолий Николаевич Демидов, князь Сан-Донато, 1840 года ноября месяца 1-го дня изволили жениться на девице Матильде-Летиции-Вильгельмине Бонапарт...» В письме управляющему тагильскими заводами Анатолий Николаевич просил «...застолбить для него место тихое, вдали от шума и чужих глаз, для постройки впоследствии на оном охотничьего домика со звериным заказником и выходом к воде». Управляющий тут же озаботился свалившимся на его голову заданием, и в скором времени на рукописном плане заводского посёлка появилась территория, обозначенная как «Матильдово предместье».

«Матильдово предместье» на карте Нижнетагильского посёлка 1846 г.

Территория состояла из двух частей: собственно предместья, расположенного в липовой рощице между Невьянским трактом и берегом заводского пруда (1), и обширного «заказника» по другую сторону тракта (2). Выполнив распоряжение хозяина, управляющий отписал ему об этом в Париж, попутно доложив, что предместье названо именем его молодой супруги…

Матильда-Летиция-Вильгельмина Бонапарт-Демидова родилась в Триесте 27 мая 1820 года и стала вторым ребёнком в семье младшего брата Наполеона Бонапарта Жерома и Екатерины Вюртембергской, которая, к слову, приходилась родной племянницей российской императрице Марии Фёдоровне.

Отец будущей суженой Анатолия Демидова – Жером Бонапарт – успел прославиться на весь белый свет задолго до рождения Матильды, и его биография читается как захватывающий приключенческий роман. Получив военное образование, Жером поступил на службу во флот в звании лейтенанта. В 1802 году он получил под своё командование курьерское судно, на котором перевозилась дипломатическая почта из Нового Света во Францию. Но первая же встреча с английским фрегатом в открытом море привела к тому, что Жером бросил корабль и бежал в Америку, где женился на дочери английского купца и три года жил под её фамилией, боясь, что англичане выследят и пленят его. В 1806 году Жером вернулся во Францию и был назначен командиром армейского корпуса в Силезии. После заключения Тильзитского мира Жером получил под своё управление новообразованное Вестфальское королевство. Участвовал он и в русском походе своего старшего брата, где с ним осенью 1812 года произошёл очередной конфуз. Накануне боя под Салтановкой Жером был пленён казаками генерала Платова, который, узнав, что «изловчился поймать не того Буанопарту», расстроился, выпил лишку горчишной и велел «...выпороть плетьми короля Ерёму в назидание иным французишкам» и отпустить принца на все четыре стороны. После боя под Салтановкой Наполеон отослал брата из армии в Кассель. В столице Вестфальского королевства Жером прожил до осени 1813 года, пока 30 сентября под городом внезапно не появился казачий отряд генерала Чернышёва. Жером, решив не искушать судьбу повторно, бежал из Касселя в Париж и больше ни в каких военных кампаниях участия не принимал.

Мать Матильды – Екатерина Вюртембергская – родилась в Петербурге в семье наследного принца Вюртемберга Фридриха и его супруги Августы Каролины Брауншвейг-Вольфенбюттельской 21 февраля 1783 года, в то время, когда её отец гостил в России у своей сестры. Многие современники отмечали, что Екатерина действительно любила Жерома, несмотря на то, что со стороны их женитьба выглядела, как акт проявления лояльности её отца – Фридриха Вюртемберга – к Наполеону...

Портрет Матильды Бонапарт кисти Франца Ксавьера Винтерхальтера (1850 г.)

После фиаско стодневного правления Наполеона на французский трон восходит король Людовик XVIII. Через год своего правления он объявляет всеобщую амнистию, под которую попадали также сторонники Наполеона I и вся его родня. Жером поспешил воспользоваться монаршей милостью и в числе первых присягнул на верность новому королю. Вскоре после этого Жером с женой уезжают во Флоренцию, где начинают жить на широкую ногу, привечая у себя в доме сторонников Наполеона и строя фантастические планы реставрации бонапартизма во Франции. На одном из таких приёмов Жерому представили русского миллионера, заводчика и мецената Анатолия Николаевича Демидова.

Анатолий Николаевич Демидов (фото 60-х гг. XIX в.)

К тому времени финансовое положение Жерома заметно пошатнулось: практически вся недвижимость, принадлежащая семье, была распродана, фамильные драгоценности, включая приданое дочери, заложены. Знакомство с русским миллионером, увлечённым идеями бонапартизма, Жером решил обратить на пользу для своего кармана. Поначалу Анатоль охотно жертвовал крупные суммы, свято веря в то, что деньги идут на дело восстановления власти Бонапартов во Франции. Однако довольно скоро Демидов прозрел и стал если не сторониться общества Жерома, то посещать его как можно реже. Заметив, что его «русский друг» отдаляется, Жером принимает решение сосватать за Демидова свою дочь Матильду. Тот факт, что Анатоль в тот момент был страстно влюблён в Валентину де Сант-Альде Жонде, герцогиню де Дино, его не смутил: Бонапарт-младший слыл мастером светских интрижек и вскоре отношения герцогини де Дино и Анатолия Демидова стали прохладными.

Неожиданно для всех Анатолий тоже заинтересовался Матильдой. Её биографы отмечают, что уже в ходе третьей их встречи Матильда полушутя сказала Анатолию: «…Мой друг, вам будет выгоднее взять меня в жёны, нежели удовлетворять финансовые запросы моего отца». Демидову понравилась Матильда, и он начал оказывать ей знаки внимания, дарить дорогие подарки и присылать роскошные букеты цветов.

Матильда Бонапарт (рисунок неизв. художника, 1840 г.)

Слухи о предстоящей свадьбе русского миллионера и племянницы Наполеона не утихали по всей Европе. Анатолий Демидов и Матильда встречаются всё чаще и чаще, и наконец уральский заводчик делает очень широкий жест: он выкупает заложенные Жеромом драгоценности из приданого Матильды. Сумма выкупа шокировала всех: «русский мужик» выложил за бриллианты более миллиона тогдашних франков. Вскоре была объявлена дата свадьбы Матильды Бонапарт и Анатоля Демидова, князя Сан-Донато – 1 ноября 1840 года.

После свадебного путешествия по Европе Анатоль привозит молодую жену в Сан-Донато (Флоренция). Но Матильде не понравились ни усадьба, ни дворец, ни княжеский титул. 

«Мой милый друг, – писала она мужу в Париж спустя полгода совместной жизни. – Заберите меня из этого захолустья! Я лучше буду при вас простой пастушкой, чем без вас княгиней Сан-Донато». 

Надо сказать, что первые два года молодожёны прожили душа в душу, несмотря на то, что о Матильде в ту пору ходили различные пикантные слухи. Современники отмечали её вольное поведение, тягу к запретным ощущениям и сомнительным приключениям. Однажды Анатолию об этом высказала его бывшая возлюбленная герцогиня де Дино. На что Демидов спокойно ответил: «Мадам, если бы мне не нравилось поведение моей жены, я бы продолжал делать безуспешные предложения вам».

Но стоило Анатолию Николаевичу надолго уехать из Флоренции, как у Матильды завёлся любовник. Им стал голландский граф, а по совместительству скульптор Альфред Эмильен O’Хара фон Нёверкерк.

Портрет Альфреда Эмильена фон Нёверкерка кисти Франца Ксавьера Винтерхальтера (1852 г.)

Впервые фон Нёверкерк увидел Матильду в 1842 году в усадьбе Сан-Донато, куда приехал специально, чтобы познакомиться с коллекцией живописи, собранной Демидовым. Нёверкерк был красавцем и слыл известным на всю Европу ловеласом. 

«Устоять было невозможно, – признавалась позднее Матильда в письме к брату Жозефу. – Эмильен являлся воплощением всего того, чего не хватало мне с Анатолем».

Анатоль, узнав об измене жены, ответил ей той же монетой, возобновив отношения с Валентиной де Дино. Матильда было одумалась, но Демидов не простил измены. После череды громких скандалов, о которых потом ещё долго судачили в Европе, Анатолий и Матильда расстаются навсегда.

Отголоски этих событий добрались и до Нижнетагильского завода.

В 1844 году Анатолий Николаевич отправляет на Урал распоряжение предать забвению имя Матильды (а к тому времени её именем ещё были названы рудник и платиновый прииск). Более того, Анатолий отдаёт в безвозмездное и бессрочное пользование своему бывшему крепостному, а ныне управляющему техчастью всех тагильских заводов Фотию Ильичу Швецову «Матильдово предместье». 

«Место сие будет весьма удобным для твоих, Фотий Ильич, пароходных изысканий, – писал Демидов Швецову из Италии. – Стройся да живи. И мне будет удобнее заехать к тебе на рюмку сюда, нежели на твой рудник, в грязь и бездорожье».

Так на берегу заводского пруда в предместье, некогда носившем имя племянницы Наполеона Бонапарта, между 1844 и 1847 годом появился добротный двухэтажный каменный дом с мезонином и два флигеля, которые служили знаменитому тагильскому механику хранилищами для его коллекций руд и минералов. По свидетельствам современников, вся территория усадьбы утопала в цветах. В отапливаемых оранжереях Швецов выращивал диковинные для наших мест растения, овощи и фрукты. На территории усадьбы также были устроены прудок, в котором Фотий Ильич разводил рыбу, бассейн для купания, причал и приличных размеров парк с выложенными камнем дорожками.

Фотий Ильич Швецов прожил в этом доме недолго. В 1850 году он оставляет службу у Демидовых и едет в Сибирь, где пытается вернуть к жизни заброшенный казённый завод. В 1855-м он скоропостижно умирает, а его недвижимость в Нижнем Тагиле отходит Демидовым в качестве уплаты взятых в долг у завода денег.

Во второй половине XIX века и начале ХХ столетия усадьба выполняет функцию дачи и гостевого дома. В ней останавливаются и живут приглашённые на заводы специалисты, а иногда и сами Демидовы во время своих нечастых визитов на Урал.

Вид на «Демидовскую дачу» (фото конца XIX в.)

После Октябрьской революции усадьбу передают в ведение Нижнетагильского отделения железной дороги, и вплоть до середины 90-х она используется в разных качествах. Здесь были партком и комитет комсомола железнодорожников, детский сад и ясли, дом отдыха для работников железной дороги, а в последние годы хозяйственные службы. Окончательно обветшавший дом в конце концов был передан на баланс города. Но привести в порядок разрушающиеся строения усадьбы городские власти не долго не могли. Краеведческая общественность Нижнего Тагила била тревогу, но дальше разговоров дело не шло.

Усадьба в 1973 году

Усадьба в 2008 году

Но вот осенью 2012 года, когда уже никто не верил, что усадьбу можно спасти, администрация города во всеуслышание заявила, что «Демидовская дача» будет подвергнута «глубокой реставрации», после которой в усадьбе откроется музей. Весной 2013-го на территории усадьбы начались восстановительные работы.

Реставрационные работы на «Демидовской даче» (фото 2013 г.)

Уже в сентябре 2013-го реставрация «Демидовской дачи» была завершена, а следующей весной в усадьбе заработал филиал Нижнетагильского музея-заповедника.

Музей-усадьба «Демидовская дача» в феврале 2015 г.

Но вернёмся к Матильде.

Поначалу Анатолий Николаевич поставил целью разорить неверную супругу, но затем под влиянием ряда обстоятельств распорядился назначить Матильде пожизненную денежную «пенсию» в размере 200 тысяч франков в год. В исторических справочниках говорится, что сделать это ему пришлось под давлением русского царя, который вступился за родственницу своей жены, но дело было не только в этом. Матильда порвала с Анатолием, но не перестала быть любящей и заботливой тётушкой для Павла Павловича Демидова – единственного наследника демидовских капиталов и заводов. Павел также любил тётю Матильду и порой доверял ей очень ответственные семейные дела. Когда после трудных родов сына Елима скоропостижно скончалась первая жена Павла Мария Мещерская, именно Матильда первой взяла на себя все хлопоты, связанные с похоронами. А когда на помощь ей приехала Аврора Карловна, Матильда окружила заботой новорождённого и сутками дежурила у его колыбели. Крепкая дружба связывала её со всеми детьми Павла Павловича...

В 1846 году Матильда с фон Нёверкерком переезжают в Париж, где бывшая «мадам Демидофф» покупает дом на улице Кюрсель и открывает в нём литературный и художественный салон. И вскоре в салоне стал собираться весь цвет литературных, художественных и политических кругов Парижа. К слову, Матильда и сама пробовала себя в прозе, поэзии и рисовании. Правда, на литературном поприще у неё сразу как-то не заладилось. Зато в живописи успехи были. Некоторые её работы сохранились до наших дней в частных коллекциях и фондах французских музеев.

Матильда-Летиция-Вильгельмина Бонапарт. Автопортрет (1859 г.)

Салон принцессы Матильды кисти Шарля Жиро (1861 г.)

Спустя некоторое время Матильда приобрела загородную резиденцию Сен-Грасьен, где принимала людей своего окружения. У неё любили бывать Гюстав Флобер, Тома Кутюр, Жюль и Эдмон де Гонкуры, Проспер Мериме, Теофиль Готье, русские писатели Иван Тургенев и Владимир Сологуб. Завсегдатаем салона были герцог Максимилиан Лейхтенбергский, именем которого была названа улица в Нижнетагильском посёлке, и Луи-Наполеон (Наполеон III). Именно в салоне Матильды Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией де Монтихо. После женитьбы Наполеона III Матильда имела огромное влияние при дворе наряду с женой своего родного брата Клотильдой Савойской. Обе дамы на правах родственниц императора заправляли всем высшим светом Второй Империи, оттерев в сторону молодую императрицу Евгению.

Мало кто знает, что Матильда была причастна и к возникновению известного нынче ювелирного бренда «Картье». В 1853 году она купила у неизвестного ювелира Луи Франсуа Картье три брошки. Украшениями она, как водится, похвасталась в своём салоне, и через неделю в мастерскую Картье прибыла императрица Евгения. За три последующих года Евгения и Матильда заказали у ювелира более 150 украшений, сделав тем самым ему состояние...

Принцесса Матильда кисти Луи Дюбуфа

Шли годы. В 1870 году умер Анатолий Николаевич Демидов. А год спустя от Матильды сбежал граф фон Нёверкерк. Поначалу принцесса отнеслась к измене любимого мужчины спокойно, но узнав, что тот живёт с молодой и красивой простолюдинкой, оскорбилась и отомстила. Нёверкерк, ставший при Наполеоне III главным смотрителем Лувра и директором всех французских музеев, был изгнан со всех должностей без выходного пособия.

Вскоре за Матильдой стал ухаживать богатый поэт и художник Клод Марсель Попелен. В 1873 году они с Матильдой поженились без лишней помпы. Новый супруг принцессы был не очень известен у публики, но зато был очень богат.

Один из постоянных посетителей матильдиного салона русский художник Эрнест Липгарт писал об этом в своих воспоминаниях:

«После того как принцессу бросил неблагодарный граф Нёверкерк, Поплен начал ухаживать за принцессой. Делал он это старомодно: долго и с куртуазностью трубадура, и даже подобно своему другу г-ну де Эредиа писал сонеты в весьма необычной манере... И тогда знатная дама уступила настойчивым ухаживаниям певца сонетов и вышла за него замуж, однако тайно, чтобы не повредить своей репутации. Это был секрет Полишинеля, который не знал я один… Поплен был защищён pro domo sua: он был богаче принцессы, так что никто не мог его упрекнуть в корыстных намерениях…»

Портрет принцессы Матильды кисти Альберта Бенара (1894 г.)

Матильда была единственным членом семьи Бонапарт, которая осталась во Франции после мая 1886 года, когда Французская Республика выслала принцев всех прежних правящих династий.

До глубокой старости она сохраняла свежий ум, подвижность девушки и любовь к выражениям, не всегда приличным в светском обществе. Она продолжала свои опыты в живописи, интересовалась фотографией и даже собиралась открыть собственное фотографическое ателье. Последние 10 лет своей жизни Матильда покровительствовала молодым талантливым художникам, скульпторам и писателям, помогая им издавать книги, устраивать выставки, выделяя деньги на оборудование творческих мастерских.

Фотографические портреты Матильды Бонапарт конца XIX в.

Матильда-Летиция-Вильгельмина Бонапарт умерла в Париже 2 января 1904 года в возрасте 83 лет. До сих пор доподлинно неизвестно, удалось ли ей съездить на Урал, хотя в своей переписке с Павлом Павловичем Демидовым и его детьми она не раз высказывала такие намерения...

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков специально для АН «Между строк»

Другие выпуски проекта «Город-лабириНТ»

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: