24 Июн 2017 18:01 | Метки: Новости Нижнего Тагила, Город-лабириНТ, Спецпроекты

Главная улица города: от Первомайской до Пархоменко (часть 8)

Сразу за гостиницей купца Уткина, прозванной в советское время «горелой», и до пересечения с улицей Высоковской (ныне – Первомайской) стояло ещё несколько домов, которые принадлежали кустарям, подрядчикам и другим мещанам. Здесь же, на краю Базарной площади, стояли и лабазы купцов Поклевских – известных в губернии производителей пива и водки. Дальше, до кладбища, которое находилось на месте Театральной площади и Горнометаллургического техникума, и далее по улице Салдинской, до самой железной дороги, посёлок был преимущественно одноэтажным и деревянным. Реже встречались двухэтажные дома и дома на каменном полуэтаже.

В конце XIX века, после того как через Нижнетагильский посёлок пролегла Уральская горнозаводская железная дорога (УГЗЖД), на улицах Салдинской и Александровской начали появляться и здания, построенные специально для нужд приезжающих: гостиницы, кабаки, мелочные лавки.

 

Некоторые состоятельные мещане вкладывали средства в строительство дома, который обращали в доходный, открывая в нём «гостиницу» – четыре-пять комнат, сдаваемых приезжим посуточно, и дешёвую лавку, где можно было купить предметы первой необходимости и продукты: хлеб, соль, сахар, чай, спички, табак, мыло, почтовые открытки, бумагу для письма и тому подобное. Иногда строился двухэтажный дом, на первом этаже которого находились дешёвая столовая или питейное заведение и лавка. На втором этаже оборудовались «нумера», уровень комфортности которых, как правило, был вполне приемлемым, не взирая на то, для какой категории постояльцев строилась та или иная «гостиница». В газете «Нижне-Тагильский листокъ объявлений и извещений» регулярно печатались рекламные объявления, предлагающие услуги таких заведений. 

Конкуренция в гостиничном бизнесе была, по всей видимости, высока, и владельцы гостиниц, как могли, завлекали клиентов, дополнительно предлагая развлечения или дополнительные сервисные опции. Известно, что некоторые хозяева гостиниц и постоялых дворов приплачивали извозчикам, чтобы те нахваливали приезжим их заведение и хулили конкурентов. Поэтому часто в рекламном объявлении можно было прочесть фразу «Извозчикам прошу не верить».

После Октябрьской революции, Гражданской войны и периода НЭПа большинство «гостиниц» в Нижнем Тагиле были либо реквизированы, либо выкуплены у бывших владельцев. Чаще всего их перестраивали в ведомственные коммуналки или общежития. 

Уже в 20-х годах ХХ века городские власти начали строить планы относительно застройки города современными многоэтажными домами. Но планы так и оставались планами: бюджет города был скромен, а строительной техники в Нижнем Тагиле практически не было. Положение изменилось в 1931 году, когда в городе начали строить заводы-гиганты – Ново-Тагильский металлургический и Уральский вагоностроительный. Обе стройки требовали больших людских ресурсов, а значит, и мест для их расселения. В то же время общий жилой фонд Нижнего Тагила составлял в то время немногим более 65,5 тыс. квадратных метров, что было недостаточно для расселения большого количества строителей и специалистов. Безусловно, на первое время для размещения строителей было построено временное жильё, но необходимо было думать и о будущем.

Нехватка жилого фонда вынудила руководство города и обеих строек начать разрабатывать план реконструкции города с одновременной застройкой новых районов. В 1934 году появился проект застройки Красного Камня, в 1935-м – Тагилстроевского посёлка и посёлка Вагонстроя, а в 1937 году – центральной части города. 

Согласно проекту ведущего архитектора бюро треста «Горстройпроект» А. М. Мастакова, улице Ленина на участке между улицами Первомайской и Пархоменко отводилась роль центра района. А на месте нынешних площади Молодёжи и кинотеатра «Современник» должна была раскинуться главная площадь города, на которой предстояло построить здание исполкома (или Дом Советов), памятник героям Гражданской войны, драматический театр, разбить сквер с фонтанами. Проект не был реализован до войны по причине его высокой сметной стоимости и отсутствия строительной техники. А в послевоенные годы, когда начали разрабатывать генеральный план застройки города, у проекта Мастакова появилась альтернатива – разработка архитекторов треста «Горстройпроект» Розенбаума и Штивеля, которые предлагали перенести центральную площадь на то место, где мы привыкли её видеть. 

Обсуждения генерального плана и его согласования с различными ведомствами шли непросто. В 1947 году план был готов, но Минжилгражданстрой РСФСР отправил его на доработку, указав на целый ряд пунктов, которые, по мнению министерства, следовало бы доработать или изменить. И большинство из этих пунктов касалось центральной части города.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов был как раз вопрос нахождения центральной площади города. Проект архитекторов Розенбаума и Штивеля поддерживали в области и в Москве, однако в Тагиле у него нашлось немало противников. Критиковали проект и за то, что будущее «сердце» города будет находиться на пересечении транспортных потоков, и за то, что в этом месте когда-то находилось кладбище, и за смету, которая была едва ли не вдвое больше запланированного ранее.

Владимир Ярошенко, бывший в ту пору главным инженером городского управления по благоустройству, вспоминал впоследствии:

«Когда спросили моё мнение, я честно сказал, что в этом месте прокладка коммуникаций – водопровода, канализации, освещения, связи – технически более сложная и потребует дополнительных средств. В конечном итоге так оно и вышло».

Споры и согласования привели к тому, что проект Мастакова был отвергнут и в 1949-м начались подготовительные работы на чётной стороне улицы Ленина на участке между улицами Первомайской и Пархоменко. Но затягивали начало застройки главной улицы города не только на местах. В мае 1950 года Министерством жилищно-гражданского строительства СССР начали осуществляться пересмотр типовых проектов жилых зданий и замена техдокументации. В декабре того же года вышел Приказ № 789 Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР, который утверждал типовые проекты жилых домов, магазинов, учебных заведений и пр., а также предписывал использовать в строительстве новые строительные материалы. Генеральный план застройки города снова вернули на доработку. Забегая вперёд, отметим, что окончательно он был утверждён только в 1954 году, после нешуточных межведомственных баталий. 

Застройка этого участка улицы Ленина проходила неравномерно. Отчасти это объяснялось нехваткой строительной техники, отчасти сложным рельефом местности на этом отрезке, отчасти недофинансированием. Вскоре выяснилось, что Свердловский областной комитет партии включил полное окончание застройки улицы Ленина в Нижнем Тагиле в перечень мероприятий, приуроченных к 40-й годовщине Октябрьской революции, что тоже добавляло в ход строительства долю нервозности. 

Объектом № 1 на этом участке улицы, безусловно, было здание драматического театра. Проект для него выбирали долго и остановились на работе ленинградского архитектора Александра Тарасенко, ученика известнейшего русского и советского архитектора И. В. Жолтовского. К тому времени Тарасенко был уже достаточно известен и востребован. По его проектам были построены здания Русского драматического театра им. Пушкина в Ашхабаде, Дом Советов в Минске, здание драматического театра в Гомеле, ряд других объектов.

Для строительства драмтеатра выбрали место рядом с бывшей пожарной частью, здания которой в первое время использовали в качестве склада, подсобок и трансформаторной подстанции. 

Строительство драматического театра. Справа – пожарная часть

Позднее, по завершении основного цикла строительства, бывшую «пожарку» снесли. На её месте, в соответствии с исправленным генпланом, в будущем собирались разбить сквер.

Снос здания бывшей пожарной части 

Практически сразу после начала земляных работ строящееся здание обнесли высоким забором, а рядом установили пост милиции. Дело в том, что, копая котлован для будущего театра, строители сразу же наткнулись на захоронения, которые производились здесь в XIX столетии. Работы даже приостановили на несколько дней, чтобы проконсультироваться с сотрудниками краеведческого музея. Впрочем, наличие захоронений так и не удалось сохранить в тайне. Старожилы, некоторые из которых имели родственников, покоящихся на старом погосте, стали обращаться в исполком и горком партии, требуя прекратить работы. Городские власти пытались успокоить жителей, но это удавалось не всегда. Со стройки даже стали увольняться рабочие.

Идёт строительство драмтеатра 

В то же время руководство стройки не переставало сетовать на нехватку рабочих рук и техники. Решением проблемы стало привлечение к строительству заключённых Тагиллага. Вскоре внутри периметра стройплощадки появились вышки и вооружённая охрана. На стройку начали приводить отряды заключённых, в том числе и пленных немецких солдат. Были среди строителей драмтеатра и «политические», и уголовники. Труд заключённых использовался на всех этапах строительства – от кладки стен до внутренней отделки помещений. В 1955 году строительство здания театра было завершено. 

Начало внешней отделки драматического театра

Долгое время по городу ходили разговоры о посланиях заключённых, которые время от времени находились в кладках стен или потолочных перекрытиях театра. Известно, например, что пленные венгерские и немецкие солдаты, работавшие на строительстве кинотеатра «Сталь», оставляли свои имена на кирпичах, которыми выкладывали стены здания. В 2005 году, во время капитального ремонта, такое послание нашлось и в потолочном перекрытии одной из ниш драмтеатра. 

В наши дни здание драматического театра является одной из визитных карточек Нижнего Тагила. Оно внесено в реестр объектов историко-культурного наследия города и области и не страдает от недостатка внимания со стороны городских властей. 

Нижнетагильский драматический театр на открытке 60-х гг. 

Сразу после сдачи драмтеатра приёмной комиссии все основные силы строителей были брошены на возведение жилых домов по чётной стороне улицы Ленина (ныне – дома № 24, 28, 32 и 36). Кроме жилых домов, на этом отрезке улицы нужно было построить электроподстанции, подвести к домам водопровод и канализацию, обеспечить дома теплом.  

Улица Ленина от ул. Первомайской до ул. Пархоменко на карте 1960 г. 

Строили очень быстро. На фотографиях второй половины 50-х видно, что ещё в 1956 году указанные выше дома только начинали строить, а 7 ноября 1958 года с балкона одного из этих домов уже велась фотосъёмка демонстрации трудящихся. 


Строительство домов № 28, 32 и 36 по ул. Ленина. Видны дома № 30, 34 и котельная 

Ноябрьская демонстрация 1958 года 

К 1960 году улица Ленина на участке между Первомайской и Пархоменко выглядела достаточно контрастно. По чётной стороне улицы высились новые многоквартирные жилые дома, тогда как напротив, через дорогу, всё ещё стояли деревянные, одно- и двухэтажные строения начала века.

В конце 50-х по чётной стороне появился ещё один дом – № 24. Тогда же завершилось строительство большого жилого комплекса переменной этажности на месте «горелой» гостиницы – одного из последних зданий в Тагиле, построенных в стиле «сталианса». 

Жилой комплекс на месте «горелой» гостиницы (фото 60-х и 2000-х гг.) 

Нынешний же облик этого участка проспекта Ленина начал формироваться в конце 60-х, когда в управлении архитектуры были приняты очередные поправки к генплану развития города. Тогда за счёт ликвидированных улиц 8 Марта и Свердлова был существенно расширен Театральный сквер и было начато строительство кинотеатра «Современник» и площади перед ним, позже получившей название площадь Молодёжи.

Построенный по типовому проекту «Современник» стал самым большим кинотеатром в городе и предпоследним в истории Нижнего Тагила. Сдан в эксплуатацию он был 17 декабря 1971 года.

Кинотеатр «Современник» (фото 1975 г.) 

За день в «Современнике» проводилось 7 сеансов: в 9:20, 11:00, 14:20, 16:20, 18:20, 20:00 и 22:00. В первое время каждый сеанс сопровождался аншлагом. Проводились целевые сеансы, например, ко Дню 8 марта, Дню Победы, Дню Октября. Проводились и специальные сеансы для школьников по литературным произведениям во время учебного года, и развлекательные во время школьных каникул. У взрослой части населения особой популярностью пользовались творческие встречи с известными актёрами и режиссёрами страны. Здесь же проходили фестивали фильмов соцстран, а также всероссийские кинопремьеры. Со сцены «Современника» на вопросы тагильчан отвечали Римма Маркова, Евгений Матвеев, Николай Олялин, Юрий Озеров и другие деятели кино. С 1972 года «Современник» становится «премьерным» кинотеатром наряду с «Россией». 

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков специально для АН «Между строк»

Другие выпуски проекта «Город-лабириНТ»

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: