Новый шедевр Уэса Андерсона

Май в этом году по-настоящему пестрит киноновинками. Месяц только начался, а зрителей уже сразили новые «Мстители», которые установили рекорд по сборам за уик-энд. И это только начало: впереди ещё будут другие блокбастеры — сиквел «Дэдпула» и новый фильм франшизы «Звёздные Войны» про Хана Соло. Где-то там же находится и нашумевший своей локализацией фильм с Марго Робби «Terminal» (у нас его в итоге перевели как «Конченная»).

Не стоит забывать и про серьёзное кино. Я имею в виду режиссёрский дебют Константина Хабенского «Собибор». В общем, есть на что посмотреть. Да, кстати, среди всего этого примостился и очередной шедевр Уэса Андерсона — мультфильм «Остров собак» (Isle of Dogs, 2018). Фильм вышел, мягко говоря, шикарным и не хуже предыдущих картин мастера, и я постараюсь объяснить, почему.

Прежде всего, картина цепляет своим визуальным качеством — анимацией и сеттингом. В этом Андерсену мастерства не занимать, уж он умеет представить своё детище так, будто это произведение искусства, удовлетворяющее вкусы самого заядлого эстета. После горных пейзажей, а также сказочных и мягких тонов автор переносит нас в Японию недалекого будущего, где можно встретить все прелести японского мира (хотя многие критики оценили это как стереотипы) — от самураев до укиё-э (это гравюры, если что).

Андерсон даже слишком уделяет внимание деталям, тщательно вырисовывая окружающий мир и персонажей. Куклы тут дадут фору всей современной графике. Веснушки у бойкой девочки-журналистки из далёкой Америки, татуировка в стиле якудза во всю спину, но только с кошкой вместо дракона, приготовление суси, объедки, за которые дерутся главные герои, то есть собаки, — всё это выверено до мелочей. Такой подход впечатляет. Сразу видно, что Уэс относится к своему делу с любовью, о чём, к слову, говорили его коллеги в недавнем интервью (его ещё там с 11-летним мальчиком сравнили, но не суть).

Про художественную сторону говорить больше нет смысла. Кто смотрел «Отель "Гранд Будапешт"», «Королевство полной луны» или «Бесподобный мистер Фокс», тот поймёт намёк. Кто не смотрел, тот может всегда это сделать и оценить эти искусные полотна маэстро. Хочется сказать ещё чуть-чуть про Японию в новом фильме: в «Острове» её очень много. Мультфильм начинается с хайку и заканчивается им же. Часть персонажей вообще говорит на чистом японском без перевода. Иногда, правда, кто-то да удосуживается перевести или пояснить, о чём там толкуют. А иногда — нет, однако это не портит картину, а придаёт ей своеобразный колорит. Не часто встретишь в кино такую вот билингву (собаки и некоторые персонажи всё-таки говорят на понятном нам языке). Впрочем, не секрет, что на режиссёра сильно повлияли работы Акиры Куросавы — мэтра японского кинематографа.

Да, «Остров собак» — мультфильм совсем недетский. Об этом даже намекает возрастной рейтинг (у нас дали 16+, а в MPAA — 13). Выражается это не только в моментах с оторванным ухом и пересадкой почки или в некоторых диалогах. В трогательной истории про поиск лучшего друга есть место разговору на серьёзные темы — например, про сегрегацию, геноцид, политику. Социальный и политический подтекст прослеживается на протяжении всего хронометража. Но тут уже без спойлеров, не хочется раскрывать все карты раньше времени. Философские размышления тоже прилагаются. Один из главных героев — мальчик Атари — задаёт серьёзный вопрос: кто мы такие и какими хотим быть? Что значит вся наша жизнь? Чего стоят наши поступки? Да и, в конце концов, зачем мы поступаем именно так? Готовых ответов и инструкций «Остров собак» не даёт, но заставляет всех хорошенько подумать. Да, никто не заставляет загружать голову, можно мультфильм смотреть и как добрую сказку.

История про мальчика-самурая и безголового предка — с этого и начинается мультфильм про братьев наших меньших, политические заговоры и борцов за правду и дружбу. Причём понимать это можно и как название легенды, которая помещена в прологе, и как краткую аннотацию к «Острову собак». Мальчик по имени Атари явно следует Бусидо, а его «предку» — мэру Кобаяши, выславшему всех собак в гетто, — определённо не хватает ума. Совсем безголовый, тут ничего не поделаешь. Ладно, дальше заходить не будем. Советую обязательно посмотреть фильм и пережить историю чести, доблести, любви и дружбы. А также насладиться великолепным саундтреком от виртуоза музыки Александра Деспла (он не раз отметился в фильмах Уэса Андерсона, а также получил два «Оскара» за упомянутый «Отель "Гранд Будапешт"» и «Форму воды» Гильермо дель Торо).

К сожалению, русский дубляж (он, кстати, неплох, несмотря на то, что качество его в последнее время упало) не даёт возможности послушать голоса Крэнстона, Мюррея, Шрайбера и других, да дело поправимо: «Остров собак» уже в июне выйдет в цифре, и дома фильм можно будет пересмотреть в оригинальном звучании и с японо-русским разговорником, чтобы в полной мере понять всех персонажей.