Упрямые факты и лукавые цифры. Чиновники объяснили причину вымирания тагильчан

Вчера, 21 мая, мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и его подчинённые в присутствии свердловских чиновников и журналистов разобрали наделавший шума доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижнем Тагиле за 2014 год». Напомним, по данным санврачей, в городе зафиксирован рост смертности, мертворождаемости и заболеваемости от онкологии и ВИЧ.

По словам Носова, доклад вызвал резонанс из-за неверной трактовки отдельных сведений, вырванных из контекста.

«Доклад никто в глаза не видел – только цифры», - заявляет мэр.

С Носовым соглашается начальник нижнетагильского управления Роспотребнадзора Юрий Бармин. По мнению чиновника, цифры без комментариев специалистов – вещь лукавая.

«Проблемы существуют, - признаёт он, - но мы над этим работаем. С тех пор как Нижний Тагил в 90-х годах был объявлен экологическим бедствием, ситуация положительно изменилась».

Заметить положительные изменения в экологической ситуации, по словам Бармина, можно по снегу, который этой зимой был чище, чем раньше.

О воздействии промышленных предприятий на окружающую среду отчиталась Валентина Мельник, начальник отдела экологии и природопользования. Согласно её сведениям, за последние три года при увеличении объёмов производства градообразующих предприятий выбросы вредных веществ уменьшаются. Кроме того, сократились финансовые компенсации за пагубное влияние на окружающую среду. По мнению Сергея Носова, это косвенно подтверждает улучшение экологической ситуации. С этим согласился заместитель министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Александр Александров.

Как оказалось, предположение главы Нижнего Тагила было неверным. Снижение отчислений в бюджет за загрязнение окружающей среды в прошлом году не говорит об уменьшении вредных выбросов. На комиссии гордумы по бюджету и экономической политике начальник финуправления мэрии Алексей Бурдилов пояснил: в 2014 году сборы сократились на 3,5 млн рублей, но это связано со снижением требований к предприятиям.

«Крупнейшему налогоплательщику Нижнего Тагила одобрили увеличение норм по выбросам, в результате чего сумма, уплачиваемая ими, снизилась, - рассказал Алексей Бурдилов. – Утверждено это было в середине 2014 года».

Между тем, одной из главных причин риска для здоровья тагильчан специалисты называют комплексную химическую нагрузку.

Снизившиеся статистические показатели здоровья горожан в Роспотребнадзоре объясняют улучшением работы медицинских центров Нижнего Тагила, а рост заболеваемости – повышением качества диагностики. В качестве примера Юрий Бармин приводит СПИД-центр в Сухоложском посёлке, из-за активной деятельности которого выросло количество фиксаций заболеваемости СПИДом в Нижнем Тагиле. Центр работает около десяти лет, и за последние пять заболеваемость выросла в 4 раза.

«Наши возможности негативно влияют на статистику», - говорит Бармин.

Его слова подтверждает главврач Демидовской больницы Сергей Овсянников. Повышение мертворождаемости на своём участке почти на 60% он объясняет расширением территориальных полномочий.

«С конца 2013 года в наш перинатальный центр начали доставлять пациенток со всего Горнозаводского округа, - говорит Овсянников. - Конечно, цифры в отчётах для Роспотребнадзора увеличились. Но надо же знать, откуда эти цифры берутся».

По словам Сергея Овсянникова, конкретно по Нижнему Тагилу ситуация не изменилась. В 2013 году в перинатальном центре зарегистрировано всего 35 случаев рождения мёртвого плода.

Сергей Носов пообещал, что муниципалитет приложит максимум усилий в организации работы по улучшению сохранении здоровья и качества жизни тагильчан. По словам мэра, для этого необходимо продолжать совместную работу с областными и федеральными властями.

«Нижний Тагил занимает второе место по уровню здравоохранения в области после Екатеринбурга, - сказала Елена Чадова, замминистра здравоохранения Свердловской области. - Мы довольны сотрудничеством, которое сложилось между муниципалитетом и министерством здравоохранения, и надеемся на дальнейшее взаимодействие».

Автор: Денис Славин