«Это депутатский позор». Андрей Ленда со второй попытки протолкнул решение гордумы о строительстве мусорки

Сегодня, 27 января, городская Дума рассмотрела вопрос об изменении генерального плана Нижнего Тагила, который включал в себя четыре корректировки границ населённого пункта. Самым резонансным стало предложение управления архитектуры о создании анклава площадью 32 га на за Рудником III Интернационала  – в районе шлакоотвалов НТМК и станции Завязовской. Это место единственное, которое подходит по санитарным нормам для строительства полигона твёрдых бытовых отходов (ТБО) – одного из главных проектов в сфере муниципально-частного партнёрства мэра Сергея Носова. Как писало наше агентство, в середине февраля мэрия объявила название единственной компании, подавшей заявку на участие в торгах на право заключения концессионного соглашения по строительству полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода.
Участок для размещения полигона администрация должна была сформировать ещё в декабре. Изначально планировалось разместить полигон между селами Лая и Балакино, для этого даже было получено согласие депутатов Горноуральского городского округа о передаче этой земли Нижнему Тагилу. Но после того как новость о строительстве мусорки вызвала среди местных жителей волну протестов, окружная администрация отказала Сергею Носову. Участок в районе Рудника III Интернационала мэрия Нижнего Тагила рассматривала и ранее – по санитарным и экологическим нормам он предварительно подходит, но полигоны ТБО нельзя располагать в границах населённых пунктов. Именно для этого мэрия и решила обойти закон – исключить участок в 32 гектара из границ города и перевести его в земли промышленности.
С докладом об изменении границ города перед депутатами выступила начальник отдела градостроительного планирования управления архитектуры Наталья Чайковская. Помимо трёх технических корректировок, чиновница объяснила парламентариям и цели создании внутри Нижнего Тагила анклава.

«Полигоны города исчерпают себя в течение 5-7 лет. Инвестор планирует построить на этом месте современный полигон и мусороперерабатывающий завод. Весь мусор будут сортировать и прессовать в брикеты, которые будут уже захоронены», – заявила Чайковская.

Позитивный настрой к проекту парламентариев неожиданно нарушил депутат Вячеслав Горячкин, в округе которого должен появиться полигон. Он заявил, что недалеко от места предполагаемого строительства находятся несколько ТОСов, и поинтересовался, учли ли чиновники их мнение. Наталья Чайковская пояснила, что администрация соблюла все формальности – объявила через муниципальные СМИ о проведении публичных слушаний. Тот факт, что местные жители на них не присутствовали – сугубо их выбор.

«Я вас предупреждаю, что у местных жителей появятся вопросы, а виноваты в том, что разрешили строить мусорку, будем мы. Предлагаю снять данный вопрос с голосования и более подробно изучить ситуацию с участием горожан. Я как депутат не могу сейчас это принять»,  сказал Горячкин.

Нарушившего спокойствие товарища попытался уговорить спикер Александр Маслов, но Горячкина неожиданно поддержал Владимир Антонов. Депутат от «Уралхимпласта» понял, что вопрос касается и его избирателей – недалеко от полигона находится посёлок Северный.
В спор вступил начальник управления архитектуры Андрей Солтыс, который начал объяснять депутатам важность вопроса и рассказывать об инвесторе, готовом вложить сотни миллионов в инновационный объект. Чиновник явно переживал из-за того, что депутаты могут отложить вопрос. Как рассказывают наши источники в окружении Сергея Носова, мэр неоднократно требовал от подчинённого решить вопрос землёй под полигон «любой ценой».
Но чашу весов в споре склонил своим выступлением депутат Олег Бахтеев:

«Уважаемые коллеги, в любом городе мира люди не хотят жить возле аэропортов, железнодорожных вокзалов, возле свалок, хоть они и соответствуют СанПиНам. Никто сегодня не обсуждает, нужен городу полигон или нет. Но вопрос очень резонансный, поэтому я предлагаю создать депутатскую комиссию, съездить на место и всё посмотреть. А из тех четырёх предложений, которые сегодня внесло управление архитектуры, с тремя согласиться, а этот отложить. Иначе потом скажут, что это приняли депутаты».

Инициативу Горячкина, Антонова и Бахтеева об исключении четвёртого объекта из списка вынесли на голосование, но она не прошла. Тогда на голосование вынесли вопрос о принятии предложения архитектуры по всем четырём вопросам, но и в нём депутаты не смогли набрать необходимого количества голосов «за». По регламенту гордумы оставалось только вынести на голосование отклонение инициативы. Это означало, что все четыре объекта будут рассмотрены не раньше следующего заседания Думы в конце марта.   
Поняв, что вместе с полигоном ТБО они «зарубили» и другие объекты, депутаты решили нарушить регламент и повторно проголосовать за инициативу Горячкина и Бахтеева. Полигон в итоге исключили и решили, как и предлагалось, изучить вопрос во взаимодействии с жителями района.
Как оказалось, это был не конец. Через час после принятия решения по полигону, во время рассмотрения последнего вопроса повестки в зал заседаний заглянул руководитель аппарата администрации Андрей Ленда и попросил выйти в коридор депутата Андрея Муриновича. Вернувшись через пару минут, Муринович попросил слово.

«Я не понял, как мы проголосовали по полигону. Получается ведь, что мы нарушили регламент! Как это объясним СМИ? Предлагаю повторно проголосовать за этот вопрос», - заявил на удивление всем депутат.

В этот момент в зал вошли Андрей Ленда, Наталья Чайковская и Андрей Солтыс, которые начали убеждать депутатов прислушаться к Муриновичу.

«Раз уж администрации так важен этот вопрос, предлагаю объявить перерыв, после которого ещё раз предоставить слово управлению архитектуры и внести в повестку вопрос о повторном голосовании», - объявил Александр Маслов.

В этот момент у депутатов, которые заседали уже почти 4 часа начали сдавать нервы. Зал демонстративно покинул Станислав Бойко, заявивший, что у него «есть дела и поважнее». Оставшиеся депутаты проголосовали за перерыв и продолжение заседание, после чего зал покинул возмущённый Геннадий Упоров.

«Ну всё! Теперь у нас нет кворума!»  объявил спикер гордумы.

Со своего места вскочил Андрей Ленда, кинулся в коридор и привёл назад Упорова, объясняя ему шёпотом, что вопрос надо решать сегодня.
Чтобы больше никого не раздражать, перерыв решили не проводить. Наталья Чайковская и Андрей Солтыс ещё раз выступили перед депутатами, делая упор на то, что они решают не вопрос размещения полигона, а изменения границ города.
Со второй попытки вопрос приняли с перевесом в один голос.
Воевавший последние полчаса с депутатами Андрей Ленда заулыбался и начал кому-то звонить.

«Это депутатский позор»,  сказал один из народных избранников, выходя из зала.

Добавим, что спешка подчинённых Сергея Носова не имеет под собой оснований. Концессионное соглашение с потенциальным инвестором – компанией «РТ НЭО Нижний Тагил» – ещё не подписано, а в ближайшие два месяца будут обговариваться его условия. По мнению некоторых чиновников, стороны могут не прийти к компромиссу, или строительство заморозят на ранней стадии – у проекта нет экономического обоснования. Кроме того, с 2016 года все полномочия муниципалитетов по вывозу и утилизации ТБО перейдут к субъектам федерации, и отвечать за строительство и содержание полигонов будет уже областное руководство. Перейдут к области и права концедента, в случае заключения договора с «РТ НЭО Нижний Тагил».

Агентство новостей «Между строк»