Библиотека киномана: что почитать про кино

Для тех, кто интересуется хорошим кино и любит его, я составила список литературы, которую можно считать базовым проводником в мир кинематографа и достойным украшением книжной полки любого поклонника синема. Приступим?

Маргинальное: Жиль Делёз «Кино»

Жиль Делёз — французский философ ХХ века, его эссе занимают важное место в современных исследованиях об обществе, политике и искусстве, включая литературу, живопись и кино. Делёз поставил кино в один ряд с другими направлениями научной мысли. Его особый способ мышления, не как критика, а как философа, создал непревзойдённый по своей глубине культурный взгляд на эту область искусства.

Автор не создал культуру смотрения кино, он стремился как можно глубже исследовать, какую роль играет философия в кино, и наоборот, как кино может отразиться на современной философии. Неподготовленному читателю размышления в этой книге могут показаться сложными — изложенные мысли требуют вдумчивости и внимания. Впрочем, если вы осилите двухтомник, то будете ошеломлены результатом и довольны собой.

Делёз считал свой труд «книгой о логике кино», которая «выделяет некоторые кинематографические концепты, но вместе с тем она учит не только понимать, но и тоньше чувствовать кино». Книга предназначена не только для критиков и киноведов, но и для каждого, кто хочет разбираться в современном кино и знать то, что ему предшествовало.

Популярное: Франсуа Трюффо «Хичкок/Трюффо»

Вряд ли в кинолитературе есть более известная книга, чем эта. Читается она на одном дыхании. В 1962 году состоялась встреча между молодым критиком, начинающим режиссёром французской «новой волны» Франсуа Трюффо и успешным английским режиссёром Альфредом Хичкоком. Серия 50-часового интервью проводилась в течение недели на киностудии Universal, и в итоге сложилось в целостное эпистолярное произведение. Трюффо провёл это интервью, чтобы отдать дань уважения английскому представителю авторского кино.

Получилось наглядное пособие для всех кинолюбителей о том, как понимать фильмы Хичкока и Трюффо. Также диалог раскрывает непростые нюансы и спорные моменты в работе над кино. Прекрасная возможность погружения в сознание двух кинематографистов.

«Создать фильм это, прежде всего, рассказать историю. История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобождённая от своих наиболее скучных подробностей», говорил Альфред Хичкок.

Прекрасное доказательство того, что подлинным искусством может быть простая беседа, если это разговор двух гениев.

Историческое: Евгений Марголит «Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920−1960-х годов»

Историю мирового кинематографа невозможно рассматривать без внимания к советским режиссёрам. Историческое пособие «Живые и мёртвое» представляет собой исследование среды советского кинематографа от Эйзенштейна и Довженко до Шукшина и Хуциева.

Этот труд состоит из статей, написанных в разное время для разных изданий и сборников, пристальный разбор пяти десятилетий ХХ века (с 20-х по 60-е) глазами российского киноведа и кинокритика Евгения Марголита. Исторические заметки улавливают не только кинематографические рамки, но и бытийные процессы, происходящие в советском обществе.

Книга будет поражать многие будущие поколения своей насыщенной текстурой, она содержит конкретные, исчерпывающие исследования, выраженные в непретенциозной и остроумной форме. Литературный продукт одновременно и развлекает, и завораживает. Профессиональная коллекция текстовых усилий откроет немало имён, которые стоит знать, а также предметно раскроет уникальное наследие известных советских ремесленников кино.

Биография: Федерико Феллини «Делать фильм»

Автобиография великого маэстро, автора всемирно известных фильмов «Сладкая жизнь», «8 ½», «Дорога», «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. В этой книге режиссёр рассказывает о возникновении замыслов своих фильмов, о процессе их создания — выборе актёров, различных аспектах работы, принципах съёмки и пр., а также делится сентиментальными воспоминаниями о коллегах. Биография обогащена мощными фантазиями режиссёра. В довершении ко всему книга иллюстрирована рисунками Феллини.

«Каждый живёт в собственном вымышленном мире, но большинство людей этого не понимают. Никто не знает подлинного мира. Каждый называет Истиной свои личные фантазии. Я отличаюсь тем, что знаю: я живу в мире грёз. Мне это нравится, и я не терплю, когда мне в этом мешают. Фантазии — единственная реальность», — утверждал Федерико Феллини.

Чудесная литература, как и кинематографичные работы мастера, послужит источником вдохновения для широкого круга читателей.

Дневник: Андрей Тарковский «Мартиролог»

Помимо своих выдающихся киноработ, Андрей Тарковский был крупнейшим теоретиком кино, и его труды невероятно популярны на Западе. В 1970-м году режиссёр начал вести дневник «Мартиролог». Записи в нём режиссёр вёл вплоть до самой смерти в 1986 году.

В «Мартирологе» Андрей Арсеньевич мало рассказывает о киношной работе, для этих случаев у него припасены дневники по работе над каждым фильмом. На страницах издания множество философских размышлений, записи о планах, разработки сцен, идеи по так и не отснятым фильмам. Уникальное свидетельство жизни, со всем её отчаяньем, разочарованием и перипетиями, пробирающее до мурашек. Был ли Тарковский честен на страницах дневника? Думаю, что он знал, что их прочтут. И всё-таки зачастую не сдерживался и выплёскивал поток душевных откровений в дневник.  

«Почему я чувствую себя таким одиноким? Конечно, прежде всего, оттого, что я действительно одинок. И всегда был одинок. И буду. Пора бы знать и не забывать этого», писал Андрей Тарковский.

Исповедь художника представляет собой душевное произведение, наполненное глубоко личными размышлениями. Единственным минусом «Мартиролога» является сложный поиск бумажного издания в полном объёме с фотографиями и рисунками.